древнейший из сохранившихся иллюстрированных греч. агиографических сборников. Хранится в Ватиканской б-ке (Gr. 1613), отсюда 2-е название рукописи - Ватиканский Минологий. В. М. был составлен и изготовлен, как следует из посвятительного стихотворения на л. X (С. XIII), для визант. имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025). Он содержит краткие жития святых и сообщения о памятных событиях церковной истории (с 1 сент. по 28 февр.), сопровождаемые 430 миниатюрами.
До кон. XV в. В. М. находился в К-поле. Вероятно, долгое время он принадлежал визант. императорам. В XIV в. владельцем рукописи стал живший в К-поле генуэзец Бартоломео ди Джакопо. Из К-поля В. М. был послан миланскому герц. Лодовико Сфорца (1494-1499), от к-рого перешел к семье Сфондрато. В 1615 г. кард. Паоло Сфондрато подарил рукопись папе Римскому Павлу V, к-рый передал ее в Ватиканскую б-ку.
Составление В. М. относится к ряду визант. минологических проектов X-XI вв. Хронологически он занимает промежуточное место между корпусом Житий Симеона Метафраста, создание к-рого началось, видимо, еще до царствования Василия II, и т. н. Императорским Минологием, составленным при имп. Михаиле IV (1034-1041). Название «минологий» для В. М. условно, т. к. типологически этот агиографический сборник, содержащий по неск. кратких житий (от 1 до 8) на каждый день, близок Синаксарю К-польской ц. кон. X в. (Синаксарь Сирмонда). Но В. М. отличается от него отсутствием к.-л. отсылок к богослужебной практике, в частности указаний на синаксисы святых и праздников. Др. особенностью текстов В. М. является их строго определенный объем (16 строк), к-рый продиктован тем, что половину каждой страницы занимает прямоугольная миниатюра, а др. предназначена для текста. Сначала были выполнены миниатюры, 15 из них были оставлены без текста, еще 2 - без текста и заголовка. Несомненно, В. М. был задуман как роскошное иллюстрированное издание, где текст должен был иметь вспомогательное значение.
По составу праздников и содержанию житий В. М. принадлежит к семье синаксарей В (по классификации И. Делеэ), к-рая довольно далека от древнейшего типа к-польских синаксарей семьи А (в т. ч. от Синаксаря Сирмонда, текст к-рого восходит к архетипу кон. Х в.) и в значительной степени зависит от синаксарей семьи С, возникшей в течение X в. В. М. воспроизводит текст этой семьи очень близко к оригиналу, зачастую с характерными для нее ошибками (напр., смешение священномучеников Климента Римского и Климента Анкирского под 25 нояб.). Работа редактора, проведенная в спешке (об этом свидетельствует, в частности, отсутствие текста в ряде памятей), прежде всего заключалась в сокращении или удлинении исходных текстов под формат В. М. Из-за этого структура житийных текстов нередко отличается диспропорцией (напр., подробное начало и сжатый конец) или теряет внутреннюю логику повествования.
Возможно, В. М. имел еще один, несохранившийся том на 2-ю половину года. В б-ке Гроттаферратского мон-ря (Италия) имеется неск. более поздних неиллюстрированных списков синаксарей, близких по содержанию В. М. (семья В). Нек-рые из них содержат тексты как на 1-ю, так и на 2-ю половину года. Одна из этих рукописей, не дошедшая до наших дней, была издана как дополнение к тексту В. М. кард. Аннибале Альбани (Albani A. Menologium graecorum iussu Basilii imperatoris graece olim editum... Urbinum, 1727. T. 1-3). Это 1-е издание было перепечатано в Patrologia Graeca как полный В. М. (Т. 117). Однако состав и структура текстов синаксарей семьи В не тождественны В. М., поэтому вопрос о существовании 2-го тома этой рукописи остается нерешенным. В наст. время подготовлено к изданию подробное исследование итал. ученого А. Луцци о синаксарях семьи В.
Текст В. М. написан на пергамене отличной выделки. Рукопись состоит из 28 тетрадей, большинство из к-рых - кватернионы (тетради из 4 двойных листов). Первоначальная нумерация тетрадей не сохранилась. В начало рукописи позднее были вставлены бумажные листы с двойной нумерацией рим. цифрами по листам и по страницам. На 1-м пергаменном листе (Л. X или С. XIII) помещено написанное золотом стихотворение, прославляющее багрянородного имп. Василия и созданную по его воле великолепную рукопись. Регулярная нумерация страниц араб. цифрами начинается с оборота следующего листа, на к-ром помещена 1-я миниатюра, и заканчивается на листе с последней миниатюрой (С. 430). Эта нумерация, вероятно, сделана в XVII в. Текст рукописи написан коричневыми чернилами красивым ровным минускулом (типа «перлшрифт») одним писцом. Соотношение площади текста и иллюстраций было точно выверено, однако позднее рукопись была обрезана; сейчас размер листов 365´ 285 мм, миниатюр - ок. 120´ 180 мм.
На большей части миниатюр на золотом фоне изображены сцены мученичества и фигуры молящихся святых в окружении гористого пейзажа или богато украшенных зданий; есть также изображения евангельских событий и праздников, чудес, перенесения мощей и т. п. Миниатюры располагаются попеременно в верхней или нижней половине страницы, поэтому при закрытии кодекса они не накладываются друг на друга. Рамки миниатюр, писанные золотом заголовки и большие инициалы отличаются простотой исполнения.
Около каждой миниатюры рукой писца написано имя художника, что является уникальным фактом в истории визант. книжной иллюстрации. Художников было 8, каждый выполнил различное число миниатюр: 79 подписаны именем Пантолеона, 45 - Георгия, 61 - Михаила Влахернита, 67 - Михаила Младшего, 32 - Симеона, 48 - Симеона Влахернита, 27 - Мины и 71 - именем Нестора.
Анализ структуры рукописи, системы расположения подписей, сделанных, очевидно, после того как рукопись была переплетена, и стиля миниатюр говорит о том, что 8 мастеров работали одновременно в одной мастерской. Как установил И. И. Шевченко, один художник обычно выполнял 4 миниатюры на одном двойном листе, по 2 с каждой стороны. Когда листы были сшиты в тетради (как правило, по 4 двойных листа) и переплетены, миниатюры одного художника оказались разделенными листами др. мастеров. Примерно 1/3 двойных листов была выполнена 2 мастерами совместно. Чаще других вместе на одном двойном листе работали Пантолеон с Георгием и Мина с Нестором, из чего Шевченко сделал вывод, что эти 2 пары связывали отношения учителей и учеников. Вероятно, Пантолеон был главным мастером артели. Он выполнил самое большое число миниатюр, среди к-рых и 1-я, его работы отличаются неизменно высоким качеством исполнения. 8 художников работали с разной степенью регулярности и в разном темпе: быстрее всех - Мина и Нестор, медленнее - Георгий. Не все иллюстрировали В. М. от первой и до последней тетради: имя Мины исчезает после 8-й тетради, а миниатюры мастера Симеона появляются только в середине рукописи. Очевидно, одновременная работа 8 художников потребовалась для изготовления рукописи в короткие сроки.
Точная дата создания В. М. неизвестна. Большинством исследователей была принята датировка 979-989 гг., предложенная С. Дер-Нерсесян, к-рая установила по дню памяти и особенностям иконографии, что на миниатюре, на с. 238, изображен прп. Лука Столпник. При этом в В. М. отсутствует упоминание о сильном землетрясении в К-поле, случившемся 26 окт. 989 г., о чем упоминается в Синаксаре Сирмонда. Т. о. Дер-Нерсесян заключила, что В. М. был создан в период между кончиной прп. Луки Столпника († 979) и землетрясением 989 г. Эта гипотеза является спорной, поскольку тексты рукописи зависят не от Синаксаря Сирмонда, а от синаксарей семьи С.
Др. датировка В. М. была предложена Шевченко. В одной из редакций Жития прп. Афанасия Афонского (Vita А), созданной в 1001-1016 гг., упоминается имя художника Пантолеона. В житии говорится, что он написал икону св. Афанасия и во время описываемых событий жил в К-поле, работая над каким-то царским заказом. Шевченко отождествил этого художника с главным мастером В. М. С т. зр. стиля миниатюр датировка В. М. 1001-1016 гг. представляется более предпочтительной.
В. М.- наиболее ранний и полный из сохранившихся греч. лицевых агиографических сборников, миниатюры к-рого дали богатейший материал для исследования иконографии как отдельных святых, так и традиции иллюстрирования минологиев в целом. Изображения мн. святых в В. М. встречаются впервые.
Композиции миниатюр не были созданы специально для иллюстрации текстов рукописи, а восходят к др. иконографическим и текстовым источникам. Об этом свидетельствуют многочисленные несоответствия между текстами и иллюстрациями. В ряде случаев на миниатюрах появляются отдельные детали, не упомянутые в тексте В. М., но известные из др. источников. Напр., на с. 2 у подножия столпа прп. Симеона изображены люди в араб. костюмах, один из них обращается с мольбой к стоящему рядом старцу в монашеском облачении, этот эпизод известен из «Истории Церкви» св. Феодорита. В др. случаях миниатюры противоречат тексту: в житии святых Перпетуи и Филицитаты на с. 366 сказано, что их забодали коровы, тогда как на миниатюре мученицы погибают от меча. В нек-рых случаях художники попытались исправить допущенные ими несоответствия между иллюстрациями и текстами: на с. 144 св. Кириак Иерусалимский сначала был изображен в печи с воздетыми руками, затем его правая рука была закрашена и нарисована рядом отрубленной, что соответствовало тексту жития. Очевидно, стремясь вместить житие в 16 строк и работая уже после того, как были сделаны миниатюры, редактор текста был вынужден опускать подробности, а иногда изменять повествование, чтобы оно соответствовало миниатюре. Ошибки могли возникнуть также из-за неясности указаний, данных художникам, или из-за плохого состояния образцов. Вопрос об источнике иконографии миниатюр В. М. остается нерешенным.
Появление в миниатюрах редких деталей, не упомянутых в тексте, говорит о том, что в ряде случаев копировались изображения, созданные не для кратких синаксарей. Так, Г. Милле предполагал, что источниками миниатюр В. М. были иконы, фрески, мозаики, иллюстрированные рукописи и произведения декоративно-прикладного искусства, создававшиеся в местах почитания святых и затем распространявшиеся по всей Византийской империи. К. Вайцман считал, что миниатюры были скопированы с рукописей разного содержания - минологиев, книг ВЗ и НЗ, творений отцов Церкви и т. п. Большинство исследователей (П. Франки де Кавальери, Дер-Нерсесян, Шевченко и др.) полагают, что между источниками такого рода и миниатюрами В. М. существовало промежуточное звено - др. иллюстрированный синаксарь или памятник, подобный поздним иконописным подлинникам. Об этом свидетельствует единообразие композиций и деталей, несмотря на то что они были созданы разными художниками. Метод их работы также подтверждает то, что сюжеты миниатюр были собраны и объединены в одно целое в В. М. не впервые.
Разрабатывая гипотезу о существовании более древнего синаксаря, послужившего источником для миниатюр В. М., Франки де Кавальери и Дер-Нерсесян сравнили их с близкими по иконографии иллюстрациями более поздних минологиев, взяв 3 иллюстрированные рукописи т. н. Императорского Минология: Московский Минологий (ГИМ. Син. греч. 183; февр.-март), Балтиморский Минологий (Baltim. Cod. W. 521; янв.) и фрагменты житий из Музея Бенаки в Афинах (Athen. Ben. Cod. 71; дек. и февр.). Корпус текстов Императорского Минология сохранился не полностью, в этой редакции предусмотрена только одна память на каждый день; структура и длина текстов отличаются от В. М. Тем не менее почти всем житиям соответствуют аналогичные памяти в В. М., перед началом каждого жития также помещена прямоугольная миниатюра на золотом фоне, близкая по иконографии и стилю к иллюстрациям В. М. Н. Паттерсон-Шевченко показала, что миниатюры Балтиморского Минология были скопированы непосредственно с В. М. Несмотря на то что в текстах Императорского Минология содержится много подробностей, художник предпочел следовать более общим иконографическим схемам В. М.
При сравнении памятников был выявлен и ряд композиционных расхождений. Напр., на миниатюре (Л. 1) Императорского Минология из Музея Бенаки изображена сцена ареста св. Фемистокла, а в В. М.- его мученическая кончина (С. 262); неск. расхождений обнаружились и при сравнении иконографии изображений одних и тех же святых в В. М. и в Московском Минологии, памяти к-рых были приурочены к разным дням года, из чего Дер-Нерсесян сделала вывод, что все 3 рукописи восходят к общему образцу, к-рым мог быть иллюстрированный Синаксарь сер. Х в. Тем не менее в наст. время неизвестна такая редакция Синаксаря, тексты к-рой объясняли бы все имеющиеся несоответствия.
Помимо Императорских Минологиев близость к иконографии В. М. обнаруживают неск. лицевых списков Минология Симеона Метафраста (напр., Lond. Brit. Lib. Add. 11870 и Marc. cod. Z. gr. 586), нек-рые иконы-минологии из мон-ря вмц. Екатерины на Синае и др. произведения XI-XII вв. Однако несоответствий между ними и В. М. намного больше.
Миниатюры В. М. были созданы в переходный период между расцветом классицистического искусства македон. ренессанса и поворотом к аскетической образности в монументальной живописи 2-й четв. XI в. Они являются единым ансамблем и в то же время представляют различные грани искусства эпохи Василия II. По мнению Вайцмана, стиль копируемого образца был сильнее индивидуального стиля мастера, поэтому между изображениями разных художников, скопированными с образцов одного типа (напр., с Книги пророков), больше сходства, чем между миниатюрами одного художника, являющимися копиями с источников разного типа (напр., с Книги пророков, Евангелия, Минология). По мнению А. Фролова, поскольку миниатюры В. М. не различаются между собой по стилю, а в распределении имен на страницах рукописи нет закономерности, то они могли быть созданы одним безымянным художником, а в подписях были названы имена мастеров, чьи произведения он скопировал.
Более углубленный анализ стиля живописи миниатюр позволяет выявить и определенные различия в индивидуальных живописных манерах 8 мастеров. Так, мастера Мина, его ученик Нестор и Михаил Младший представляют более консервативное направление: они пишут в мягкой, свободной иллюзионистической манере, ориентированной на искусство сер.- 3-й четв. Х в. В работах Мины пластическая моделировка объема часто дается неск. свободными штрихами и цветовыми пятнами; движения и выражения лиц персонажей переданы очень живо; цветовые сочетания подобраны с тонким вкусом. Манера Михаила Младшего отличается особой теплотой и эмоциональностью. Лица его персонажей всегда очень выразительны. В его миниатюрах предметы, фигуры и лица имеют живую неровную поверхность, созданную мелкими, словно дрожащими мазками кисти.
Спокойный, гармоничный, в целом классический стиль Пантолеона воплощает магистральную линию развития искусства времени Василия II. Его миниатюры отличают отточенный рисунок, насыщенные яркие цвета, гладкая пластическая моделировка поверхности. Для него характерно обилие разнообразных декоративных эффектов и стилизованных форм, тщательность в исполнении мелких деталей. В миниатюрах Пантолеона движения персонажей изящны и непринужденны, фигуры имеют немного вытянутые пропорции, тонкие руки и ноги, маленькие головы, черты лиц правильные, благородные. В личном письме преобладает академическая лепка объема, построенная на плавных переходах от зеленовато-коричневых теней к светлым частям и розовой подрумянке. В том же направлении работали Михаил Влахернит и Симеон, однако миниатюры каждого из них обладают индивидуальными особенностями.
Манера письма мастеров Георгия и Симеона Влахернита близка к новым тенденциям в искусстве 2-й четв. XI в., наиболее ярко воплотившимся в суровом аскетизме образов мозаик и фресок кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде и храма Св. Софии в Киеве, созданных в 30-40-х гг. XI в. Рисунок Георгия жесткий, часто условный. Среди персонажей встречаются лица с застылыми и неестественно правильными, обведенными темным контуром чертами. В изображении фигур и одежд силуэт и абстрактный узор из геометрических форм и золотого ассиста играет более важную роль, чем плавная пластическая моделировка объема. Пейзаж, лики и одежды святых озарены резкими вспышками света и цветных рефлексов. Симеон Влахернит предпочитает тяжелые и мощные формы, к-рые еще не лишены объема и телесности. Его персонажи приземистые, с большими головами, широкими тяжелыми лицами, с крупными, словно застывшими чертами, обведенными темным контуром, огромными, широко раскрытыми глазами. Он активно использует пластическую моделировку, энергичную и интенсивную в ликах старцев и более мягкую в ликах юных святых.
Близость миниатюр мастеров Георгия и Симеона Влахернита к новым тенденциям визант. живописи 2-й четв. XI в. делает более вероятной позднюю датировку В. М.- 1001-1016 гг.